Устали от дешевых перепалок в соцсетях и на телевидении? Узнайте, что думали друг о друге знаменитые писатели, художники, режиссеры и другие представители культурных профессий.
Писатели
Марк Твен
Марк Твен
…о Фениморе Купере:
«В творчестве Купера имеются некие недостатки. В одном только „Зверобое“ на скромных 2/3 страницы Купер совершил 114 преступлений против литературы из 115 возможных».
…о Джейн Остин:
«Я не считаю, что у меня есть право критиковать других авторов, и делаю это, лишь когда меня попросту трясет от ненависти. Мне часто хочется критиковать Джейн Остин — ее книги сводят меня с ума настолько, что я не могу с собой совладать. Каждый раз, когда я читаю „Гордость и предубеждение“, мне хочется выкопать ее труп и вдарить ей по черепу ее же берцовой костью».
Уильям Фолкнер о Марке Твене:
«Писака, которого в Европе не посчитали бы даже четверосортным, нарядивший литературное старье в новую одежду местного производства, чтобы заинтриговать людей поверхностного и ленивого ума».
Эрнест Хемингуэй
Эрнест Хемингуэй об Уильяме Фолкнере:
«Несчастный Фолкнер. Неужели он действительно думает, что большие мысли идут от больших слов?»
Уильям Фолкнер об Эрнесте Хемингуэе:
«Он не в состоянии использовать слова, способные заставить читателя заглянуть в словарь».
Эрнест Хемингуэй об Уильяме Фолкнере:
«Вы когда-нибудь слышали о человеке, который бы пил на работе? Это Фолкнер. Он иногда этим грешит — я могу с точностью указать на страницу, когда он уже выпил свою первую рюмку».
Эрнест Хемингуэй о Джеймсе Джойсе:
«По-моему, он просто идиот, я думаю, что его книга (роман „Улисс“. — Прим. ред.) еще причинит большой вред нашей стране. Я снова перечитаю ее, чтобы дать вам точный ответ. Но не обязательно есть целую тарелку струпьев, чтобы узнать, что это струпья. Надеюсь, он покончит жизнь самоубийством».
Гюстав Флобер
Гюстав Флобер о Жорж Санд:
«Большая корова, полная чернил».
Иван Бунин
Иван Бунин
…о Максиме Горьком:
«Вот уже сколько лет мировой славы, совершенно беспримерной по незаслуженности, основанной на безмерно счастливом для ее носителя стечении не только политических, но и весьма многих других обстоятельств — например, полной неосведомленности публики о его биографии».
…о Владимире Маяковском:
«Маяковский останется в истории литературы большевицких лет как самый низкий, самый циничный и вредный слуга советского людоедства, по части литературного восхваления его и тем самым воздействия на советскую чернь».
Владимир Набоков
Владимир Набоков
… о Федоре Достоевском:
«Его полное отсутствие вкуса, монотонный анализ страдающих от фрейдовских комплексов героев, а также то, что он полностью погряз в трагических злоключениях человеческого достоинства, — всем этим тяжело восхищаться».
«Дешевый любитель сенсаций, вульгарный и невоспитанный».
… об Эрнесте Хемингуэе:
«В умственном и интеллектуальном плане он безнадежно юн. Ненавижу его истории о колоколах, мячах и быках» (в оригинале лучше: «about bells, balls, and bulls». — Прим. ред.).
… о Николае Гоголе:
«Когда я хочу, чтобы мне приснился настоящий кошмар, я представляю себе Гоголя, строчащего на малороссийском том за томом „Диканьки“ и „Миргорода“: о призраках, которые бродят по берегу Днепра, водевильных евреях и лихих казаках».
…о Томасе Манне:
«Крошечный писатель, писавший гигантские романы».
… об Уильяме Фолкнере:
«Летописец початков кукурузы. Считать его произведения шедеврами — абсурд. Ничтожество».
… о романе Бориса Пастернака «Доктор Живаго»:
«Ненавижу. Мелодраматично и дурно написано. Считать его шедевром — абсурдное заблуждение. Пробольшевисткий роман, исторически неверный. Жалкая вещь, неуклюжая, тривиальная, мелодраматичная, с избитыми ситуациями и банальными совпадениями».
… о Максиме Горьком:
«Потрясающая посредственность».
… о Николае Чернышевском:
«Его судьба трогательна, его работы смехотворны».
…о Жан-Поле Сартре:
«Даже хуже, чем Камю».
Художники
Сальвадор Дали
Сальвадор Дали
…о Пите Мондриане:
«Идиоты-критики несколько лет произносили имя Пита Мондриана, как будто он — квинтессенция духовной жизни. Они цитировали его при любом подходящем случае. Пит об архитектуре, Пит о поэзии, Пит о мистицизме, Пит о философии, Пит о белом, Пит о желтом, Пит, Пит, Пит… Ну а я, Сальвадор, скажу, что Piet без буквы i был бы лишь Pet, что по-французски значит «пердеж».
Пит Мондриан. Композиция с красным, синим и желтым. 1930
…о Поле Сезанне:
«Одно из мероприятий в Нью-Йорке я начал, объявив трем тысячам зрителей, что Сезанн — это катастрофа неуклюжести… Мне аплодировали, в основном потому что никто не знал, кто вообще такой этот Сезанн».
… о работах Джексона Поллока:
«Расстройство желудка после плохого рыбного супа».
Джексон Поллок. Алхимия. 1947
Марк Шагал о Пабло Пикассо:
«Какой гений этот Пикассо… Жалко, что он не рисует».
Ренуар о Леонардо Да Винчи:
«Он вселяет в меня скуку. Лучше бы он и дальше занимался своими летательными аппаратами».
Фрида Кало о европейских сюрреалистах:
«Они настолько „интеллектуальны“, что нет сил больше их выносить. Я скорее буду продавать тортилью на рынке, чем снова свяжусь с этими „артистическими“ парижскими сучками».
Альберто Джакометти о работах Пабло Пикассо:
«Уродство. Старомодно, вульгарно, без всякой чувственности, отвратительно и в цвете, и без него. Очень плохой художник».
Клод Моне о французских художниках-реалистах:
«Несчастные слепые кретины! Они хотят видеть все четко даже через туман».
Уильям Блейк о Рубенсе:
«На мой взгляд, Рубенс ужасен. Грязно-коричневый цвет его теней напоминает цвет экскрементов».
Режиссеры
Ингмар Бергман
Ингмар Бергман
…об Орсоне Уэллсе:
«По мне он просто обманка. Это пусто. Это неинтересно. Это мертво. „Гражданин Кейн“ пользуется обожанием критики, всегда занимает первые строчки рейтингов, но я думаю, что это дикая скука. А главное, все актеры дурно играют. Невероятно, что он добился такого успеха».
…о Микеланджело Антониони:
«Феллини, Куросава и Бунюэль развиваются в том же направлении, что и Тарковский. Антониони избрал собственный путь, но иссяк и задохнулся в собственной утомительности».
…о Жан-Люке Годаре:
«Годар ужасно скучен. Он делает фильмы для критиков. Один из них, „Мужское-женское“, был снят здесь, в Швеции. Это дурманящая сознание скука».
Орсон Уэллс о Жан-Люке Годаре:
«Его дарования по части режиссуры огромны. Но Годара-мыслителя воспринимать всерьез я не могу. Его посыл — это то, что занимает его мысли здесь и сейчас. Как большинство кинопосланий, он мог бы уместиться на кончике булавки».
Жан-Люк Годар
Жан-Люк Годар о Квентине Тарантино:
«Тарантино назвал одну из своих продюсерских компаний в честь моего фильма. Лучше бы он просто дал мне немного денег».
Актеры
Вивьен Ли о Джоан Кроуфорд и Бетт Дэвис:
«Я едва могла смотреть на лицо Джоан Кроуфорд в 6 утра, а на лицо Бетт Дэвис не могла вовсе».
Джоан Кроуфорд
Бетт Дэвис о Джоан Кроуфорд:
«Я бы не стала даже сидеть на унитазе Джоан Кроуфорд».
«Я бы даже не пописала на Джоан Кроуфорд, если бы она горела».
«Она переспала со всеми звездами кинокомпании MGM не считая Лесси». (Лесси — знаменитая собака, исполнявшая роль в одноименном сериале. — Прим. ред.)
«Почему я так хорошо играю сучек? Думаю, потому что я не сучка. Может, поэтому Джоан Кроуфорд постоянно играет леди».
Бетт Дэвис
Джоан Кроуфорд о Бетт Дэвис:
«Не могу понять, как она построила карьеру, прибегая к ужимкам вместо настоящей актерской игры. Она фальшивка, но публике это нравится».
«Мисс Дэвис частенько прикрывает лицо, когда снимается в фильмах. Она зовет это „искусством“. Другие бы назвали маскировкой — завесой, скрывающей отсутствие настоящей красоты».
Марлон Брандо о Джеймсе Дине:
«Мистер Дин носит мой прошлогодний гардероб и пользуется моим прошлогодним талантом».
Источник: izbrannoe.com
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями на Facebook: