Ночь, старый дом в провинциальном мелком городке, мерцающий свет фонаря… Маленькая девочка с мечтательными глазами и няня, укладывающая ее спать.
— Няня, расскажи сказку.
— Сказку? Хорошо, слушай. Жила-была одна маленькая девочка. И вот она выросла и стала искать лорда, которому можно отдать всё… Но однажды, вместо прекрасного лорда, ей встретилась старая цыганка, и девочка спросила цыганку:
— Я когда-нибудь встречу того, кому все смогу отдать? Встретишь – сказала старуха. — А когда же я пойму — того ли я встретила, и тому ли я отдала всё?
И цыганка ответила:
— Поймешь, потому, что камни заговорят!
И камни заговорили! Да так, что не дай Боже никому испытать! Камилла встретила в одном лице и господина, который «одарит тебя любовью, после которой уже никогда не умирают» и господина, который «ничего не даст тебе взамен, кроме безумия». Этим роковым господином стал Огюст Роден.
Огюст и Камилла встретились, когда великому скульптору было около 40, а его возлюбленной – меньше 20 лет. Она стала его музой, его натурщицей, любовницей, вдохновеньем и радостью, он стал ее судьбой, ее злым роком. Когда разрушилась их связь, он не смог смириться с горечью утраты, а она от переполняющего чувства обиды и разочарования оказалась в психиатрической больнице.
Камилла Клодель – милая и талантливая девушка, родившаяся в провинции Франции Шампань. Она росла в буржуазной обеспеченной семье, правда, ее детство нельзя назвать безоблачным, мать и сестра Камиллы устраивали постоянные склоки и скандалы. Только брат Поль любил и ценил ее, позировал для работ и понимал интересы будущего талантливого скульптора. Но надо отдать должное родителям девочки – ей не препятствовали лепить, соседи только сокрушались – в такой почтенной семье ребенок не шьет, не вышивает, только с глиной возится, как дядька — гончар с местного рынка.
В 1881 году семья Клодель перебирается в Париж, и отец Камиллы берет ее скульптуры на встречу с великим Альфредом Буше. Работы восхитили мастера, он увидел большой талант. Буше зовет Камиллу в знаменитую мастерскую на улице Нотр-Дам-де-Шан.
С Роденом Камилла познакомилась волею случая – в 1881 г. Альфред Буше уезжает в поездку по Италии и передает руководство учебной мастерской Огюсту. Мастер сразу обратил внимание на одаренную девушку и взял ее в свою команду учеников трудиться над большим государственным заказом – монументом «Врата Ада».
Довольно скоро девушка становится помощницей и ассистенткой Родена – он доверяет ей лепить отдельные части своих композиций, она же набирается опыта у именитого скульптора, формирует художественный стиль, начинает экспонировать собственные произведения (например, ее «Шакунтала» удостоилась похвал французских критиков). Однако и мастер пользуется идеями ученицы – невозможно наверняка узнать, кто кого наследовал в своем творении периода их 10-летнего творческого симбиоза – Клодель Родена или Роден Клодель.
Первая встреча с юной красоткой подняли в душе художника бурю эмоций, ей даже удалось вызвать у Родена чувство робости. Это была любовь с первого взгляда. Увидев коренастого мужчину с голубыми глазами и копной рыжих волос, Камилла поняла, что он останется в ее жизни надолго.
Для Родена Камилла стала воплощением идеала женщины, в ней было все совершенно, каждая черточка и изгиб приводили скульптора в восторг. Огюст вместе с возлюбленной появлялся на светских приемах, он гордился своей прекрасной, начитанной и оригинальной в суждениях подругой.
Работы, навеянные любовью, полные чувственности, драматизма и лиризма, приносят скульптору славу и известность. Его поняли! Он покоряет Париж.
Камилла Клодель. «Портрет Родена»
А Клодель сделала лишь один шаг к известности и признанию. Помогая Родену в работе, Камилла с каждым годом все четче осознавала, что она так и может остаться в тени великого скульптора. Когда в 1888 году Клодель выставила свое первое большое произведение «Забвение», критики увидели в нем отголоски роденовского «Поцелуя», для которого она служила моделью. Во всех ее скульптурах видели заимствование и копирование.
Одна из работ Камиллы Клодель
«Свои произведения я извлекаю из себя самой, скорее страдая избытком, нежели нехваткой идей», — пыталась отстоять Клодель свою самобытность.
О. Роден. «Вечный идол»
В настоящее время искусствоведы утверждают, что многие из ранних работ Камиллы стали основой или частью роденовских скульптур и с уверенностью могут указать в произведениях мастера участки тела (руки, ноги), вылепленные ею. Клодель овладела всеми премудростями лепки и стала скульптором самого высокого класса, как форматор не знала себе равных, а мрамор тесала с такой точностью, какой не достиг и сам Роден. Но критики того времени предпочитали этого не замечать.
Камилла Клодель. «Вальс»
Однажды Камилла узнала о Розе, женщине, которая родила Родену сына и вела хозяйство скульптора, окружая его теплом и заботой.
Камилла думала — ее соперница – необразованная крестьянка, которую Огюст скоро бросит. Конечно, бросит! Он не признает своего сына, постоянно ставя ему на вид, что мальчик незаконнорожденный, он не может любить забитую Розу, когда рядом она, Камилла, красавица, умница и большой талант! Но время шло, а скульптор и не думал что-то менять.
О. Роден «Поцелуй»
И женщины стали соперничать и ревновать, а Огюст не хотел терять ни одну из них… Камилла ждала предложения стать официальной женой, но однажды поняла, что навсегда останется любовницей. Через 15 лет отношений и работы с известным скульптором она осознала, что их любовь и ее творчество обречены на провал, но конец терпению пришел только после того, как под давлением Родена она сделала аборт и лишилась возможности иметь детей.
Камилла Клодель. «Зрелый возраст»
Безумная страсть закончилась решением Камиллы уйти раз и навсегда. После расставания она чувствовала себя растоптанной и униженной, избавиться от опустошенности не помогало даже искусство.
Она постепенно нищает. В письмах друзьям Клодель признается, что ее одежда столь изношена, что она не может позволить себе явиться к ним в гости в таком неприглядном виде.
О.Роден. «Портрет Камиллы»
Не только свои собственные неудачи, но и все зло мира воплотилось для художницы именно в лице Огюста Родена, которого она обвиняет в плагиате. «Я не в настроении и дальше позволять делать из меня посмешище этому мошеннику, этому двуличному человеку (всеобщему нашему учителю, как он утверждает), для него первое удовольствие издеваться над людьми», – утверждает Клодель в одном из своих писем.
Одна из работ Камиллы Клодель
А Роден не мог забыть свою возлюбленную даже после того, как узаконил отношения с Розой, а на смертном одре бредил только Камиллой. Она, хоть и пережила своего возлюбленного, не испытала в жизни счастья и провела в психиатрической больнице долгие 30 лет.
Источник: izbrannoe.com по материалам: tanjand
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями на Facebook: