В ноябре 2013 г. мир потрясла новость о том, что в обычной квартире в ничем не примечательном доме в Мюнхене нашли около 1500 картин знаменитых художников — от Пикассо до Дюрера. В немецком журнале Focus был опубликован материал, взорвавший европейскую и американскую прессу. Публикацию прокомментировали практически все ведущие СМИ.
Эта история, для которой так и просится название «Дедушка на миллиард», наверняка когда-нибудь ляжет в основу киносценария. Яркий сюжет, голливудский масштаб и огромный резонанс из-за судебных тяжб — все это обрекает фильм на коммерческий успех.
Итак, в сентябре 2010 г. во время стандартного таможенного осмотра пассажиров поезда, следовавшего из Швейцарии в Мюнхен, внимание чиновников привлек один 80-летний дедушка. После осмотра у дедушки обнаружили конверт с 9000 евро наличными. Что всего лишь на 1000 евро больше суммы, которую необходимо декларировать. В общем, дедушка немного прокололся. Въедливые немецкие чиновники от дедушки не отстали, напротив — взяли его в оборот по полной программе.
Миллиардер-призрак
Так вот, когда дедушку начали трясти, оказалось, что это уникальный дедушка. Во-первых, в немецкой налоговой о дедушке нет никакой информации. Во-вторых, дедушка дожил до старости, но не имел никаких легальных источников дохода. В-третьих, у дедушки даже не было медицинской страховки. В-четвёртых, о нем ничего не знали социальные службы. Фактически в официозной Матрице дедушка не существовал. Что несказанно озадачило и расстроило следователей.
Его начали крутить дальше и решили провести обыск в квартире на предмет выявления незадекларированных денег. В скромной, арендованной за 650 евро в месяц, квартирке в северной части Мюнхена фискалы провели обыск. Среди банок с консервами 1980-х гг. и других пожитков к огромному удивлению была обнаружена уникальная коллекция художественных произведений, насчитывавшая около 1500 единиц.
В основном это были картины художников конца XIX — первой трети XX вв. В том числе Эдгара Дега, Огюста Ренуара, Анри Матисса, Пабло Пикассо, Марка Шагала, Эдварда Мунка, Отто Дикса, Макса Бекмана, Франца Марка и др.
Ганс Христоф. «Пара». 1924
Проверяющие были в таком шоке, что дедушку от греха подальше спрятали (некоторые даже считали, что его поместили в тюрьму), а информацию о найденной коллекции, которую конфисковали и отправили на склад таможни, засекретили до выяснения масштабов катастрофы.
Постепенно клубочек начал раскручиваться. Во-первых, по оценкам искусствоведов стоимость найденных произведений составляет порядка 1 миллиарда евро. Во-вторых, в коллекции было обнаружено почти 300 каталогизированных картин, которые выставлялись в рамках передвижной «Выставки дегенеративного искусства».
Напомним, эту выставку организовали по указу Адольфа Гитлера для просвещения населения на предмет того, какое искусство является правильным, а какое — «дегенеративным» и «большевистским». Образчики «неправильного искусства» были конфискованы из различных германских музеев, а также из частных коллекций. Эти картины считались утраченными, поэтому их обнаружение для мира искусства является настоящим праздником.
Природа найденной коллекции поясняется личностью загадочного дедушки.
Его имя — Корнелиус Гурлитт. Сам по себе он ничем не примечателен. Зато его папа — Гильдебранд Гурлитт — очень интересная личность.
Гильдебранд Гурлитт и его тайна
Гильдебранд Гурлитт — знаковый немецкий арт-дилер и искусствовед.
Гурлитт, который папа дедушки, с 1925 по 1930 гг. работал директором музея в Цвикау. В частности, он занимался организацией выставок художников-модернистов. За что и был уволен под давлением общественности и прессы, которым не нравились эти малопонятные экзерсисы. Гильдебранд Гурлитт переехал в Ганновер, где занимался дилерством. Затем его назначили директором Kunstverein в Ганновере. Но снова уволили, поскольку его бабушка была еврейкой. Однако вскоре его знания и навыки были востребованы Рейхом. Гурлитт как опытный арт-дилер вошел в состав группы, которая занималась продажей конфискованных из музеев и частных коллекций объектов «дегенеративного искусства» за границу. Рейху была нужна валюта. Кроме этого, он работал как дилер для Фюрер-музея в Линце.
Как описывают его деятельность историки, Гильдебранд Гурлитт с 1936 г. вел масштабную работу под патронатом Йозефа Геббельса в рамках Комиссии по использованию дегенеративного искусства. Однако поскольку работа была достаточно деликатная и непрозрачная, то он информировал начальство не обо всех своих сделках. А также скрывал их истинный размах. В результате чего ему и удалось сформировать указанную коллекцию.
Несмотря на плотную работу в интересах Рейха, в 1945 г. Гильдебранд Гурлитт заявил американским военным, которые его допрашивали, что является жертвой нацистских преследований. Кроме этого, по его словам, он помогал многим евреям, оказывая содействие в продаже произведений искусства.
Что касается коллекции, то Гурлитт заявил, что вся она погибла в 1945 г. во время бомбардировки Дрездена. После войны он по-прежнему занимался торговлей произведениями искусства. В 1956 г. в возрасте 61 года Гильдебранд Гурлитт погиб в автокатастрофе.
Что дальше?
Выяснить происхождение картин оказалось непросто, поскольку целые семьи, у которых нацисты их изымали, погибли во время войны. Далеко не всегда сохранились документы, способные подтвердить права возможных наследников на конфискованные произведения искусства.
Долгие годы герр Корнелиус жил, время от времени продавая картины, собранные отцом. Буквально за месяц до конфискации коллекции через кельнский аукцион Lempertz он продал за 864 тыс. евро картину «Укротитель львов» Макса Бекманна. По заявлению представителя аукциона Карла-Закса Феддерсена, тогда у него не возникло никаких сомнений в легальности происхождения картины. «Кроме того, например, деньги, полученные за последнюю продажу в Кёльне акварели Макса Бекмана „Укротитель львов“, Гурлитт разделил с наследниками художника. Получается, у него была весьма продуманная схема».
Макс Бекман. «Укротитель львов»
В связи с находкой возникли вопросы — наследники жертв Холокоста требовали публикации работ, а также возмущались, что власти Баварии так долго скрывали находку.
Самым актуальным был вопрос, какие из работ происходят из бывших государственных коллекций немецких музеев (по закону музеи не могут требовать возвращения своих довоенных экспонатов), а какие принадлежали частным лицам (эти работы попадали под закон о реституции). Указывали, что 315 из них выставлялись на легендарной выставке дегенеративного искусства в 1937 году. По сообщениям таможенников, они происходили «исключительно из государственных и городских музеев или музеев федеральных земель Германии», которые теперь не могли на них претендовать. Они были изъяты нацистами из музеев Германии как произведения «дегенеративного искусства», и Хильдебранд Гурлитт в 1940 году за 4000 швейцарских франков выкупил у министерства пропаганды нацистской Германии 200 таких работ, а в 1941 году — ещё 115 работ. Эта сделка по современным законам Германии являлась законной, так что к этой части коллекции претензий не было.
Затем был опубликован первый список найденных работ, куда было включено 25 названий. Указывали, что «полиция обнаружила бухгалтерские книги Хильдебранда. Они содержали в том числе и имена еврейских коллекционеров, у которых Гурлитт выкупал произведения искусства. Чаще всего, за бесценок. К примеру, почти 200 картин „с высокой вероятностью“ принадлежали еврейскому коллекционеру из Дрездена. Он был вынужден продать их по бросовым ценам, спасаясь от нацистского террора. Наследники коллекционера потребовали вернуть им эти работы.
Само по себе владение картинами, которые в своё время украли нацисты, не являлось преступлением. С чисто юридической точки зрения срок давности претензий бывших владельцев на своё имущество истек в 1975 году. Хотя в 1998 году Германия и еще 43 государства подписали так называемые Вашингтонские принципы, по которым обязывались возвращать бывшим владельцам незаконно изъятые у них картины и после истечения срока давности, данное обязательство касалось только работ, находящихся в государственных коллекциях, и не затрагивало частные собрания. Таким образом, формально на протяжении сорока лет Корнелиус Гурлитт ничего не нарушал, и если ему и можно предъявить какие-то обвинения, то скорее лишь в уклонении от уплаты налогов.
По информации на 13 ноября 2013 г. среди уже обследованных работ обнаружилось более 590 картин, вероятно, принадлежавших жертвам Холокоста. Германское правительство заявило, что учредит специальный следственный отдел, который будет заниматься расследованием происхождения найденных картин. В декабре стало известным, что полотно «Аллегорическая сцена» Марка Шагала было признано украденным нацистами у еврейской семьи Блюмштейн.
В ноябре 2013 г. стало известно, что мюнхенская полиция обнаружила второй тайник Гурлитта — коллекция из 22 полотен известных художников хранилась у сообщившего об этом вдового зятя Гурлитта в баденском городке Корнвестайме в 250 километрах от Мюнхена.
В феврале 2014 года Гурлитт сам выдал еще 60 картин, хранившихся в Зальцбурге. В марте оказалось, что там их более 240.
Разрешение конфликта
В феврале 2014 года Гурлитт также завел официальный сайт, где изложил свою позицию. В первом опубликованном на сайте заявлении было сказано, что Корнелиус Гурлитт считает своим долгом хранить коллекцию, доставшуюся ему по наследству от его отца; однако он готов взять на себя „историческую ответственность“ и обсудить условия возвращения работ их законным владельцам. После того, как прокуратура Аугсбурга и таможенные органы вернут ему всю коллекцию целиком, он будет готов начать переговоры с теми наследниками еврейских коллекционеров, которые, по его мнению, действительно могут претендовать на получение картин.
В апреле 2014 года СМИ опубликовали информацию, что Гурлитт договорился с правительством Германии о будущем картин и рисунков. «81-летний коллекционер-затворник сообщил, что будет сотрудничать с властями в деле расследования происхождения работ в его коллекции. Произведения, которые были украдены нацистами у прежних владельцев, будут возвращены им или их наследникам. А работы, чей провенанс не вызовет сомнений, должны быть возвращены Гурлитту в течение года». Вскоре после этого правительство объявило, что картины вернут, статус «конфискованного имущества» был с картин снят после того, как прокуратура рассмотрела все правовые аспекты дела. Хотя в момент конфискации правоохранители и были уверены, что поступают правильно.
Эдвард Мунк. «Сын»
6 мая 2014 года Гурлитт скончался. Согласно его завещанию, коллекцию должен был получить Kunstmuseum Берна (Швейцария). В ноябре 2014 года Бернский музей согласился принять наследие с той оговоркой, что это будут «лишь те полотна, которые попали в коллекцию Гурлитта законным путем. В случае установления первоначальных владельцев картин они будут переданы их законным наследникам. Пока же, до выяснения всех обстоятельств происхождения „мюнхенского клада“, картины останутся в Германии. До сих пор расследование истории каждой картины финансировалось частными лицами из Швейцарии, теперь же — согласно заключенному соглашению — все расходы берет на себя правительство Германии».
Сколько тайн унес с собой загадочный «дедушка на миллиард»? Всю свою жизнь он прожил как отшельник и не пускал в дом даже ближайшую родню. «Маленький серый человек, всегда одетый с иголочки, как английский джентльмен, но ум у него был не в порядке», — вспоминал кузен коллекционера Эккехарт Гурлитт. По словам Эккехарта, Корнелиус неоднократно говорил, что знает, где находится Янтарная комната.
Тем временем в суд Мюнхена поступил иск от кузины Гурлитта — 86-летней Уты Вернер, которая пытается оспорить завещание, ссылаясь на его невменяемость в момент составления документа.
Источник: izbrannoe.com
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями на Facebook: